Датчик уровня топлива ваз 2109 карбюратор и инжектор — почему не работает в бензобаке

Где находится датчик уровня топлива

Чтобы понять, почему датчик топлива отображается некорректно или вообще не работает, нужно узнать, где он находится. Правда, особого секрета здесь нет, ведь он, конечно, находится прямо в топливном баке. Единственная разница может быть — это вариант исполнения. В зависимости от конструкции он может быть интегрирован в топливный модуль, который представляет собой единое устройство, состоящее из датчика топлива, обратного клапана, топливного насоса и фильтра (для двигателей с впрыском), или может быть установлен отдельно по центру / стороне бензобак, или привинчивается к отдельному креплению в баке, если это дизельный автомобиль.

Датчик уровня топлива ваз 2109 карбюратор и инжектор - почему не работает в бензобаке
Датчик уровня топлива ваз 2109 карбюратор и инжектор - почему не работает в бензобаке
Датчик уровня топлива ваз 2109 карбюратор и инжектор - почему не работает в бензобаке
Датчик уровня топлива ваз 2109 карбюратор и инжектор - почему не работает в бензобаке
Датчик уровня топлива ваз 2109 карбюратор и инжектор - почему не работает в бензобаке
Датчик уровня топлива ваз 2109 карбюратор и инжектор - почему не работает в бензобаке
Датчик уровня топлива ваз 2109 карбюратор и инжектор - почему не работает в бензобаке
цепь датчика уровня топлива 2108, 2109 до 1998

Типы датчиков уровня топлива

Транспортные средства могут использовать один из трех основных типов датчиков уровня топлива. Это означает:

  • Рычаг. Относится к типу поплавковых датчиков. Это самый старый и самый простой тип данного устройства. Он состоит из потенциометра (реостат — переменный резистор), рычага и подвешенного к нему поплавка. Достоинством поплавкового датчика является простота и надежность конструкции, а также невысокая цена. Недостаток — большая погрешность устройства. Кроме того, при движении автомобиля по неровной дороге стрелка устройства на панели часто колеблется, отражая движение топлива в баке.
  • Электронный. Это датчик нового типа, устанавливаемый на современные автомобили и имеющий собственный блок управления. Другое его название — бесконтактный, что связано с принципом действия. Таким образом, рычаг управления находится непосредственно на поверхности топлива, а считывающее устройство связано с ним через магнитное поле. Погрешность таких устройств минимальна и не превышает 1%, а часто и намного меньше.
  • Трубчатый. Это тоже поплавок. Конструкция состоит из полой трубки, поплавка, направляющей стойки, сигнального провода (или проводов) и контактного блока. Он обеспечивает достаточно высокую точность индикации уровня топлива, поскольку поплавок находится в ограниченном пространстве (внутри полой трубки). Достаточно распространенная модель датчика уровня топлива.

Учтите, что даже современные датчики зависят от качества контактов на разъемах (в частности, от условий эксплуатации и обслуживания). Следовательно, любой из перечисленных типов ДУТ может выйти из строя.



Принцип работы датчика уровня топлива

В зависимости от принципа работы датчиков неисправности, которые могут возникнуть с ними, будут незначительно отличаться. Рассмотрим схему работы датчика уровня топлива каждого типа.

Поплавковый рычажный ДУТ

Датчик уровня топлива ваз 2109 карбюратор и инжектор - почему не работает в бензобаке

Принцип действия поплавкового датчика уровня основан на использовании реостата. К его центральной части прикреплен рычаг, на конце которого находится поплавок. В зависимости от уровня топлива в баке поплавок будет перемещаться, перемещая рычаг реостата по контактной дорожке соответственно. Во время такого движения будет изменяться сопротивление, которое фиксируется электросистемой автомобиля. В результате стрелка на приборной панели будет двигаться в соответствии с сопротивлением, указанным на реостате. Кстати, при определенном положении поплавка, а значит и значении сопротивления на реостате, на приборной панели загорится контрольная лампа, свидетельствующая о том, что в баке осталось мало топлива и необходимо заправиться.

Для наглядности рассмотрим работу датчика уровня топлива на примере автомобилей ВАЗ-2108 / ВАЗ-2109, ВАЗ-21099. В своей конструкции они могут использовать два датчика: высокий и низкий. Они конструктивно похожи, но обладают разной эксплуатационной прочностью. В частности, для датчика высокой панели значение сопротивления между 238 и 262 Ом означает, что топливный бак пуст. При сопротивлении 59… 71 Ом стрелка указателя уровня топлива находится примерно по центру (соответственно, а бак означает наполовину полный). Если сопротивление находится в пределах 17… 23 Ом, значит бак автомобиля полностью заполнен.

С датчиком нижней панели ситуация аналогичная. Итак, при сопротивлении 285… 335 Ом стрелка указывает на пустой бак. При 100… 135 Ом стрелка будет соответствовать половине, а при значении 7… 25 Ом — в конце шкалы указывать на полностью полный бак.

Указанные сопротивления важны при проверке датчика, потому что в случае неудачи первое, что нужно сделать, это проверить внутреннее сопротивление датчика с помощью электронного мультиметра.

Обратите внимание, что указанные значения сопротивления актуальны только для перечисленных моделей ВАЗ. Для других машин соответствующие значения следует дополнительно искать в прилагаемой к ним технической документации (руководстве). Однако эти показатели также можно использовать в качестве ориентира!

Трубчатый ДУТ

Датчик уровня топлива ваз 2109 карбюратор и инжектор - почему не работает в бензобаке

Конструкция датчика основана на корпусе с направляющим стержнем (фактически трубкой), на другом конце которого находится провод с контактной группой (микросхемой). Внутри полой трубы также находится поплавок с скользящим кольцом. Фланец корпуса крепится к верхней части топливного бака крепежными болтами. Кстати, это недостаток датчиков данного типа и накладывает ограничения на их использование. В частности, трубчатые датчики можно устанавливать только на достаточно высоких резервуарах.

Алгоритм работы трубчатого датчика уровня топлива следующий:

  • На трубе, которая соприкасается с дном, в ее нижней части есть отверстие (или два), через которое топливо попадает внутрь.
  • В момент, когда поплавок находится в верхнем положении (бак полностью заполнен), срабатывает небольшой отрезок контактного провода, соответственно значение сопротивления минимальное. В момент, когда емкость пуста, поплавок находится в самой нижней крайней точке, соответственно длина сигнального кабеля максимальная, что также соответствует максимальному электрическому сопротивлению.
  • Движение поплавка по поверхности топлива естественным образом изменяет значение электрического сопротивления контактного провода при подаче на него питания.
  • Поплавок, расположенный внутри трубки, имеет контактные кольца, и при движении по трубке при изменении уровня топлива в баке изменяется и сопротивление. Сопротивление измеряется по одному или двум контактным проводам вдоль направляющей трубки.

Сопротивление датчика уровня топлива будет отличаться от автомобиля к автомобилю, поэтому при измерении следует руководствоваться технической документацией.

Электронный ДУТ

Датчик уровня топлива ваз 2109 карбюратор и инжектор - почему не работает в бензобаке

Электронные датчики уровня топлива устанавливаются на автомобили, использующие высококачественный бензин и биотопливо. Это не только обеспечивает очень точные показания датчика, но также позволяет приводу «не касаться» топлива напрямую. Однако особенность использования таких датчиков в том, что они не обеспечивают регулярного контроля уровня топлива (с небольшими шагами). Бесконтактная конструкция ДУТ основана на неактивном магнитном датчике. Схема датчика уровня топлива, по которой он работает, выглядит следующим образом:

  • Основная часть датчика размещена в герметичном корпусе. Только магнитный датчик (MAPPS) и его рычаг контактируют с топливом.
  • Движение поплавка с магнитом происходит в секторе, ограниченном металлическими пластинами разной длины. Сигнал, соответствующий определенному уровню топлива в баке, генерируется на основании положения магнита на отдельной пластине.

Датчик уровня топлива в этом случае формируется дискретным методом, поскольку амплитуда сигнала обратной связи будет изменяться от сегмента к сегменту, через который проходит магнит. В зависимости от модели конкретного датчика значение амплитуды сигнала и другая техническая информация различается. Погрешность работы такой системы не превышает 0,5%… 1%, но и стоимость намного выше, чем у обычной контактной системы, поэтому данные ДУТ устанавливаются только на автомобили бизнес и премиум класса.

работа датчика уровня топлива ВАЗ 21083 при пустом бензобаке
Датчик уровня топлива ваз 2109 карбюратор и инжектор - почему не работает в бензобаке
Датчик уровня топлива ваз 2109 карбюратор и инжектор - почему не работает в бензобаке
Датчик уровня топлива ваз 2109 карбюратор и инжектор - почему не работает в бензобаке

Причины замены

Обязательно замените датчик, если в автомобиле появятся следующие сообщения:

  • Стрелка указателя уровня топлива «пляшет» или падает замертво в нулевом положении;
  • Индикатор горит постоянно, указывая на критический уровень топлива, даже если вы только что залили бак.

Датчик уровня топлива ваз 2109 карбюратор и инжектор - почему не работает в бензобаке
Схема ДУТ

ДУТ на высокой и низкой панели

Различия датчиков на форсунках и карбюраторах минимальны. Кроме того, датчики уровня топлива на автомобилях ВАЗ 2109, оснащенных нижней и высокой панелью, немного отличаются.

Ремонт датчика уровня топлива ВАЗ-2109

Если на приборной панели некорректно отображаются показания бензина, это не повод покупать новую деталь. Иногда достаточно наладить работу старого устройства. Изначально для проверки работоспособности используем мультиметр.

Складываем сиденье, достаем топливный люк и отверткой откручиваем. Отсоедините ДУТ от подключенных кабелей и ослабьте зажимы на трубах. Откручиваем трубы ключом на 10 и откручиваем 7 крепежей, которыми крепится ДУТ. Вынимаем устройство, стараясь не повредить его.

Читайте также  Замена задних стоек на ВАЗ 2110 своими руками, диагностика неисправности (видео)

Подключаем прибор и наблюдаем сопротивление. Если на поплавок не воздействовать, мультиметр должен показать сопротивление 290-320 Ом. Мы стараемся поднять его и смотреть на ценности. На данный момент они должны показывать от 8 до 20 Ом.

Проверяем показания с нормами. Если показания показывают отклонения, выбросьте механизм. Может случиться так, что сопротивление остается на нуле и мультиметр его не показывает. В этом случае устройство непригодно для использования и его следует только утилизировать.

Ремонт датчика уровня топлива

Если сопротивление в пределах нормы, значит, механизм исправен, и в первую очередь мы рассмотрим провод, идущий на массу автомобиля. Необходимо проверить его целостность и осмотреть на предмет ржавчины. Если проволока окисляется, это также мешает хорошему контакту. В этом случае его необходимо очистить. Если зачистка заземляющего провода прошла успешно, но ситуация не изменилась, то продолжаем дальше искать причину.

Рассмотрим пряди, похожие на ДУТ. Один красный, другой синий. Красный отвечает за указатель на приборной панели водителя, синий — за лампочку на приборной панели.

Теперь берем обычный провод и с его помощью соединяем красный провод с массой автомобиля. Смотрим показания на приборной панели, если при закрытии видим, что стрелка поднялась до упора, значит все должно быть так. Если от КЗ реакции нет, проблема может заключаться в самой стрелке. Также не исключены проблемы с проводкой, поэтому рекомендуется каждый провод звенеть на входе и выходе.

ДУТ

Далее проводим те же манипуляции с голубой нитью. Если в это время загорится индикатор, проверка прошла успешно.

Неисправности датчика уровня топлива

Внешне неисправности датчика уровня топлива проявляются в одной из следующих ситуаций:

Датчик уровня топлива ваз 2109 карбюратор и инжектор - почему не работает в бензобаке

  • стрелка на приборе постоянно движется, сжимается, прыгает в крайние положения;
  • при включенном зажигании стрелка на приборе находится на нуле при условии гарантированного наличия топлива в баке;
  • при полном баке стрелка указывает на его частичное заполнение или полное опорожнение;

При возникновении таких проблем датчик уровня топлива не работает, но если движение стрелки не доходит до нуля и минимальный остаточный свет не загорается или, наоборот, горит при полном баке, то это указывает на неисправность самой приборной панели.

На автомобилях, управляемых ЭБУ, выяснить наличие проблем с ДУТ можно по блоку кодов ошибок, закрепленных в ОЗУ; для этого достаточно подключить диагностический сканер для чтения памяти и проверки параметров датчиков различных систем.

Ошибки датчика уровня топлива

Номера основных ошибок, соответствующих отказам датчика уровня топлива:

  • P0460 — «Неисправность электрической цепи ДУТ». На практике это означает повреждение или обрыв силового и / или сигнального кабеля. Повреждение контактов из-за окисления — это нормально.
  • P0464 — «Ненадежный контакт в цепи ДУТ». Ошибка образуется в результате повреждения изоляции на проводке, окисления контактов, перебоев в передаче сигнала от датчика к электронному блоку управления.
  • P0462 — «Низкий уровень сигнала в цепи ДУТ». Обычно ошибка образуется из-за контактной коррозии, обрыва цепи массы, короткого замыкания в цепи, повреждения топливного бака (утечки топлива).
  • P0461 — «Уровень сигнала вне допустимого диапазона». Ошибка возникает, если сигнал от датчика уровня топлива слишком слабый или слишком сильный. Также это может сопровождаться перебоями в подаче топлива в двигатель и, как следствие, снижением его мощности вплоть до полной остановки.
  • P0463 — «Высокий уровень сигнала в цепи ДУТ». Как правило, ошибка образуется из-за повреждения самого датчика уровня топлива или его поплавка. Бывают случаи, когда она возникала из-за ржавчины топливного бака.

ДУТ исправен. Что делать?

Попробуйте следующие занятия.

  • Разъем датчика имеет пару проводов: розовый и синий;
  • Если указатель или лампа вышли из строя при замыкании перемычки на массу, это указывает на то, что сам указатель «покрыт» или что есть проблема с состоянием проводки.
  • Возьмите любую под рукой перемычку, то есть кусок любого провода, а затем перемычкой замкните розовый провод на массу, включив при этом зажигание. В этот момент стрелка должна быть в положении полного бака;
  • Стрелка указателя уровня топлива в баке управляется розовой стрелкой, а синяя поводка отвечает за критически низкий уровень топлива;
  • Теперь таким же образом при помощи перемычки соединяем синий провод с массой. При этом должна загореться сигнальная лампа, указывающая на низкий уровень топлива в бензобаке на приборной панели;

В замене датчика нет абсолютно ничего сложного. Работы по разборке можно выполнить за 30-60 минут даже при небольшом опыте. Что касается самого ДУТ, то он выходит из строя не так часто, но особенности его замены должен знать каждый владелец ВАЗ 2109 и не только.

При выходе из строя датчика уровня топлива ВАЗ 2109 сигнальная лампа на панели приборов загорается независимо от количества топлива в баке или вообще перестает работать. Не спешите в магазин за новым датчиком, старый можно отремонтировать. В процессе работы нам понадобятся: отвертка, гаечный ключ на 10, головка на 7, тестер, новый термистор.

Датчик уровня топлива ваз 2109 карбюратор и инжектор - почему не работает в бензобаке

Вытаскиваем из АКБ минусовой провод, снимаем заднее сиденье ВАЗ 2109, тем самым освобождая доступ к газовому ресиверу. Складываем звукоизоляционную крышку поверх крышки люка, откручиваем крепежные винты и снимаем эту крышку. Осторожно отсоедините датчик, открутите хомуты, которые крепят подающий и выхлопной патрубки к патрубкам. По очереди сдвигаем патрубки с патрубков гаечным ключом на 10. Вынимаем газовый ресивер с датчиком уровня топлива из бака. Делать это нужно очень осторожно, чтобы случайно не повредить поплавок. Далее снимаем прокладку газового ресивера и закрываем ресивер крышкой на время работы, чтобы в него не попали посторонние предметы или влага. Тщательно очищаем датчик, осматриваем. Проверяем исправность схемы при помощи тестера.

Датчик уровня топлива ваз 2109 карбюратор и инжектор - почему не работает в бензобаке

Как правило, датчик выходит из строя из-за выхода из строя термистора, который находится в колбе. Если именно это и произошло в вашем случае, на тестере не будет сигнала. Снимаем сломанный термистор с баллона, на его место ставим новый. Но перед установкой нужно узнать, какое сопротивление перегорело резистор. Если это значение вам неизвестно, вам придется рассчитать его самостоятельно. Делается это так: подключаем к разъему датчика тестовый термистор сопротивления и включаем зажигание. Лампочка на панели должна загореться через 5-10 секунд. Налейте немного бензина в небольшую емкость и опустите туда подключенный резистор. Если сопротивление выбрано правильно, свет погаснет. Паяем ножку термистора посередине баллона, но ножка не должна касаться стенок.

Датчик уровня топлива ваз 2109 карбюратор и инжектор - почему не работает в бензобаке

При выходе из строя датчика уровня топлива ВАЗ 2109 сигнальная лампа на панели приборов загорается независимо от количества топлива в баке или вообще перестает работать. Не спешите в магазин за новым датчиком, старый можно отремонтировать. В процессе работы нам понадобятся: отвертка, гаечный ключ на 10, головка на 7, тестер, новый термистор.

Вытаскиваем из АКБ минусовой провод, снимаем заднее сиденье ВАЗ 2109, тем самым освобождая доступ к газовому ресиверу. Складываем звукоизоляционную крышку поверх крышки люка, откручиваем крепежные винты и снимаем эту крышку. Осторожно отсоедините датчик, открутите хомуты, которые крепят подающий и выхлопной патрубки к патрубкам. По очереди сдвигаем патрубки с патрубков гаечным ключом на 10. Вынимаем газовый ресивер с датчиком уровня топлива из бака. Делать это нужно очень осторожно, чтобы случайно не повредить поплавок. Далее снимаем прокладку газового ресивера и закрываем ресивер крышкой на время работы, чтобы в него не попали посторонние предметы или влага. Тщательно очищаем датчик, осматриваем. Проверяем исправность схемы при помощи тестера.

Датчик уровня топлива ваз 2109 карбюратор и инжектор - почему не работает в бензобаке

Как правило, датчик выходит из строя из-за выхода из строя термистора, который находится в колбе. Если именно это и произошло в вашем случае, на тестере не будет сигнала. Снимаем сломанный термистор с баллона, на его место ставим новый. Но перед установкой нужно узнать, какое сопротивление перегорело резистор. Если это значение вам неизвестно, вам придется рассчитать его самостоятельно. Делается это так: подключаем к разъему датчика тестовый термистор сопротивления и включаем зажигание. Лампочка на панели должна загореться через 5-10 секунд. Налейте немного бензина в небольшую емкость и опустите туда подключенный резистор. Если сопротивление выбрано правильно, свет погаснет. Паяем ножку термистора посередине баллона, но ножка не должна касаться стенок.

Читайте также  Щиток приборов ВАЗ 2115: обозначение значков, почему не работает панель

Причины повышенного расхода

Экран бортового компьютера показывает увеличение расхода топлива

Прирост расхода топлива двигателя ВАЗ-2112 идентичен всем остальным двигателям любого семейства автомобилей. Но стоит рассмотреть этот вопрос более подробно. Итак, каковы причины появления увеличения потребления:

  1. Неисправность в топливной системе.
  2. Проблемы с форсунками.
  3. Виной всему катализатор.
  4. Грязный воздушный фильтр.
  5. Температура двигателя.
  6. Датчики и блоки управления.

Когда причины будут выяснены, можно приступать к пошаговому ремонту.

Методы решения проблемы

Чтобы исключить увеличение расхода топлива, стоит разобраться в конструктивных особенностях не только основного силового агрегата, но и вспомогательных систем, от которых зависит работа двигателя в целом. Значит, причины в разных системах одновременно. Но как же тогда определить, где именно произошла неисправность? Для этого необходимо учитывать последовательность, в которой системы проводят диагностику и ремонт.

Датчики и ЭБУ

Часто ошибки скрываются прямо здесь, и вы также можете увидеть, где скрывается проблема. Для проведения диагностики необходимо через планшет или ноутбук подключиться к «мозгу» автомобиля с помощью кабеля USB-K-line.

Диагностика через панель приборов ВАЗ-2112

«Ошибки декодирования, которые могут быть замечены в видео, показаны ниже на изображении.

Коды ошибок ЭБУ и их расшифровка

Первой причиной могут быть накопившиеся ошибки в самом блоке, где команды уже противоречат друг другу и форсунки начали подавать большее количество топливной смеси. С этим легко справиться, исправив ошибки или установив новую операционную систему. Многие автовладельцы рекомендуют Паулюса.

Если исправление ошибок ЭБУ не помогло, стоит проверить работоспособность датчиков, отвечающих за топливно-воздушную смесь, а именно:

  1. Датчик массы воздушного потока.
  2. Лямбда-зонд.
  3. Датчик положения дроссельной заслонки.
  4. Термометр.

Цепь управления двигателем и датчики

Именно эти датчики могут стать причиной повышенного расхода топлива. Если диагностика показывает, что один из них вышел из строя, его необходимо заменить. Если же диапазон остается прежним, то нужно пойти дальше и поискать проблему в другом узле.

Топливная система

именно в топливной системе можно скрыть тайну повышенного расхода топлива двигателем. В первую очередь нужно проверить давление в топливных трубках и топливной рампе. Этому могут способствовать разные части, вышедшие из строя по разным причинам.

Грязная сетка топливного модуля

Первые два объекта, которые необходимо проверить, — это топливный насос и топливный фильтр. Разборка топливного модуля может быть подсказкой, так как сетка фильтра может просто засориться. Но фильтр не грязный, его нужно просто поменять. Некачественное топливо, которым насыщен современный рынок бензинов, а также некачественная запчасть могут вывести этот агрегат из строя раньше времени.

Грязный топливный фильтр

Причины неисправности

Причины, по которым датчик уровня топлива не работает или некорректно отображает такие неисправности:

  • Поплавок потерял герметичность. Подобная ситуация актуальна, когда в качестве поплавка используется хрупкий пластиковый шар, который может сломаться из-за механического воздействия или в результате эксплуатации автомобиля в сильные морозы. В этом случае поплавок окажется внутри жидкости или, чаще всего, просто утонет и опустится на дно. Результатом будет постоянное считывание с устройства, что в баке нет топлива. Меры по ремонту включают замену поплавка или всего узла. Другой редкий вариант — поплавок можно просто отсоединить от рычага, на котором он закреплен, и «плавать самостоятельно».
  • Выход из строя резистивных элементов. Это довольно частая причина, по которой не работает датчик уровня топлива. Элементы на реостате выходят из строя по естественным причинам, то есть из-за гашения при длительном использовании. Возможен вариант при частичном износе, например, посередине. В этом случае стрелка устройства сократится. Также возможно, что контакт между скользящим элементом и резистивной дорожкой исчез из-за повреждения или износа резистивного распыления или ослабления блокировки скользящей опоры. При такой неисправности стрелка будет в нуле.
  • Повреждение корпуса датчика. В результате могут измениться показания резистивных элементов или выйти из строя рычаг, снимающий соответствующие показания. В этом случае причина, по которой датчик некорректно показывает уровень топлива, — использование некачественного бензина или механических ударных нагрузок на деталь.
  • Деформация рычага, удерживающего поплавок. В результате поплавок может потерять подвижность или отображать неверную информацию. Часто такая ситуация возникает при неосторожном извлечении топливного модуля из бака, но иногда еще и из-за длительной эксплуатации автомобиля на неровной дороге, то есть при постоянных вибрациях во время движения. Вы можете попытаться придать рычагу первоначальную форму, но чаще всего соответствующий рычаг просто меняют на новый.

Датчик уровня топлива ваз 2109 карбюратор и инжектор - почему не работает в бензобаке

  • Отсутствие электрического контакта в определенной части цепи. Как правило, на контактах, окисленных влагой или топливом. Провода, их изоляция, обрыв могут быть повреждены. Также иногда возникают проблемы с электрическими разъемами.
  • Трубчатые датчики также склонны к образованию отложений, которые могут накапливаться на рельсе. Это, естественно, затруднит (или даже сделает невозможным) перемещение поплавка. Зубной налет обычно возникает в результате использования некачественного топлива (с большим количеством парафина, бензина вместо бензина). В этом случае стрелка устройства зафиксируется в одном положении и не обязательно в одном из крайних.
  • Бывают случаи, когда резистивная плата, по которой движется курсор, просто выпадает из фиксирующего припоя.
  • Сигнальный кабель коротит на массу. В этом случае значение его сопротивления будет искажено и будет стремиться к нулю. При такой неисправности датчик уровня некорректно показывает уровень, передавая информацию о том, что бак полностью заполнен.
  • Датчики приближения могут повредить магнитный датчик и / или его проводку. Некоторые из них оснащены специальной панелью управления и контроля. Проблема могла быть в ней. В этом случае датчик обычно выходит из строя полностью, то есть вообще не показывает уровень топлива.
  • Перегорел предохранитель, отвечающий за работу датчика уровня топлива. Номер предохранителя необходимо найти на электросхеме конкретного автомобиля.
  • В трубчатых датчиках уровня топлива сигнальный кабель может быть оборван. В этом случае стрелка будет постоянно указывать на пустой бак.
  • Плохое соединение датчика с корпусом топливного бака. Например, с травмой. Как правило, в такой ситуации запах топлива распространяется наружу, в частности, в салоне будет слышен запах бензина.

Очень часто возникают проблемы с поплавками или резистивными элементами, которые со временем изнашиваются и перестают передавать правильные данные. Но имейте в виду, что когда уровень топлива не отображается, не всегда виноват датчик. Часто стрелка не работает, и здесь неисправность кроется уже в устройстве на панели, которое, по сути, является потенциометром. Поэтому, если указатель уровня топлива не показывает уровень топлива правильно, вам необходимо снять его, проверить с помощью мультиметра и выполнить визуальный поиск неисправности.

Причины ошибок

Основная причина, по которой на приборной панели может некорректно отображаться уровень топлива, — длительная работа датчика.

Чаще всего заменяют прибор на аналогичный от другой модели автомобиля, например ВАЗ 21099, 2110. После замены некоторые водители замечают некорректное отображение данных. Чаще всего это происходит, если датчик снимается с более старой версии автомобиля и устанавливается на более позднюю модель, например с 2109 по 2110. Кроме того, данные могут быть неверными после установки европанели.

Причина может быть в контактах, но точного решения нет, поэтому если вы хотите поменять датчик, ищите аналогичную модель.

Еще одна причина — заваленный поплавок. Если эта часть устройства долгое время находится на бензине без очистки, она может покрыться довольно некрасивым налетом. В результате конструкция утяжеляется, что приводит к постоянно завышенным показателям, а также к быстрой поломке рычага и поплавка. Поплавок можно заменить, но только на такой же, не похожий.

Как проверить датчик уровня топлива

Датчик уровня топлива ваз 2109 карбюратор и инжектор - почему не работает в бензобаке

Первое, что нужно сделать при проверке датчика уровня топлива, — это проверить, получает ли он питание через предохранитель. Если конструкция автомобиля не предполагает открытого доступа к датчику, то в этом случае необходимо воспользоваться электросхемой автомобиля и подключиться к соответствующим клеммам на колодках. Для этого вам потребуется использовать кусочки ниток. Если есть доступ (обычно через багажник или под задним сиденьем), вам нужно отсоединить чип от датчика, а затем использовать электронный мультиметр для проверки или проверки.

Чтобы понять, к каким контактам нужно подключаться, воспользуйтесь схемой подключения, но если вы имеете дело с обычным резистивным датчиком уровня для инжекторной машины, то в качестве ориентира можно посмотреть на сечение проводов, подходящее к колодке — провода для бензонасоса всегда толще, чем для датчика. В общих чертах алгоритм проверки будет следующим:

  • Одним щупом тестера прикоснитесь к положительной клемме на микросхеме, а другим — к отрицательной клемме или кузову (рекомендуется выбирать место, где нет краски совсем или она минимальна).
  • Если он включится, мультиметр покажет +12 Вольт (в штатных автомобилях).
Читайте также  Регулятор детонации и датчик фаз ВАЗ 2114 8 клапанов и 2115: признаки неисправности, как проверить

Если нет питания, сначала необходимо проверить целостность предохранителя, затем целостность плюсового и минусового проводов. Когда есть питание, но датчик топлива показывает неверные данные, вам нужно постоянно проверять и убеждаться, что не так — датчик или проводка.

Проверка датчика уровня топлива по универсальному методу

Проверив, поступает ли питание от предохранителя на датчик топлива, необходимо проверить как работу самого датчика, так и поступающие от него сигналы на потенциометр на панели приборов, то есть прибор уровня топлива.

Между датчиком уровня топлива и потенциометром, используемым в автомобилях с карбюраторным двигателем, есть три провода. Один из них — «масса», второй — провод сигнала сопротивления, идущий к устройству, а третий — провод сигнала к сигнальной лампе критического уровня топлива!

У инжекторных двигателей четыре провода между датчиками и потенциометрами. Первая — «масса», вторая — питание бензонасоса, третья — сигнал, четвертая — сигнальная лампочка. Между электронными датчиками и прибором также есть три провода. Первые два — это мощность и «масса», а третий — это сигнал, поступающий в ЭБУ, который укажет количество топлива на цифровом дисплее приборной панели.

Начать проверку поплавкового или трубчатого датчика уровня топлива имеет смысл универсальным методом. Выполняется в двух вариантах: когда стрелка постоянно находится в начале шкалы и когда стрелка постоянно находится в конце шкалы. Начнем с первого. Это требует:

  • Обеспечьте доступ к контактной группе датчика на топливном баке.
  • Наблюдайте за поведением индикатора уровня на приборной панели.
  • Разорвите цепь сигнального кабеля (используя дополнительные кабели).
  • Включите зажигание.

В том случае, если после того, как стрелка на приборе переместилась в конец шкалы, датчик уровня топлива неисправен. Если стрелка осталась на месте, необходимо проверить целостность сигнального провода, т.е. «звонка.

Если стрелка постоянно находится в конце шкалы, датчик проверяется по следующему алгоритму:

Датчик уровня топлива ваз 2109 карбюратор и инжектор - почему не работает в бензобаке

  • Обеспечьте доступ к контактной группе датчика над бензобаком.
  • Если стрелка отклоняется в обратную сторону при коротком замыкании провода на корпус, это означает отсутствие контакта датчика с «массой».
  • Если в обоих случаях стрелка устройства остается на нулевой отметке, это означает, что, скорее всего, произошел обрыв сигнального кабеля, соединяющего датчик с устройством. Следовательно, в нее необходимо играть.
  • Включите зажигание.
  • Если стрелка перемещается в любую сторону, датчик неисправен и требуется дальнейшая диагностика.
  • Конец сигнального кабеля, идущий к коллектору, попеременно замыкается накоротко сначала на контакт датчика, а затем на корпус («масса»).

Для более точной диагностики лучше всего проверить датчик уровня топлива в снятом состоянии.

При разборке следите за тем, чтобы в топливный бак не попал мусор с крышки или уплотнительной кромки. Поэтому перед разборкой рекомендуется очистить от пыли и грязи крышку топливного модуля тряпкой.

Как проверить рычажный датчик уровня топлива мультиметром

Рассмотрим на конкретном примере, как проверить рычажный поплавковый датчик уровня топлива в снятом состоянии на автомобилях ВАЗ-2108, ВАЗ-2109 и ВАЗ-21099. Алгоритм проверки будет следующим:

Датчик уровня топлива ваз 2109 карбюратор и инжектор - почему не работает в бензобаке

  • Включаем мультиметр в режим измерения сопротивления.
  • Таким образом, если поправка меньше его собственного веса (соответствует пустому резервуару), сопротивление на датчике должно быть в пределах 238… 262 или 285… 335 Ом, в зависимости от используемого датчика. Если поплавок поднят, сопротивление должно упасть до 17… 23 или 7… 25 Ом. На практике показанные значения могут ЗНАЧИТЕЛЬНО отличаться. Если показания существенно различаются, не меняются или резко меняются во время движения поплавка, скорее всего неисправен датчик.
  • Подключаем щупы к клеммам датчика и перемещаем резистивный рычаг по дорожке. Сопротивление в разных режимах должно постепенно меняться.

Помимо измерения датчика уровня топлива мультиметром, необходимо провести еще и визуальную проверку. В частности, необходимо проверить работоспособность, убедившись, что кабели и разъемы не имеют механических повреждений. Также обязательно проверить переменный резистор на предмет оксидов и / или мусора, а полоска с контактами зафиксирована и плотно припаяна к клеммам. Также необходимо проверить герметичность контакта, т.е насколько плотно «язычок» приспосабливается к переменному сопротивлению. При необходимости его нужно будет сложить (аккуратно!).

На других автомобилях (или при использовании других датчиков) алгоритм проверки будет таким же, но для начала нужно узнать номинальное значение сопротивлений установленных датчиков. Это можно найти в инструкции к ним или в технической документации на автомобиль (мануал).

Обратите внимание, что если датчик уровня топлива работает правильно, а указатель на приборной панели продолжает работать со сбоями или не работает вообще, неисправен сам указатель. Ремонт часто включает замену (или добавление) кромкообрезного станка. Это необходимо для исправления вышедшего из строя сопротивления на самом устройстве.

Проверка работоспособности

Не спешите выбрасывать старый датчик и заменять его новым регулятором. Сначала вы можете попробовать проверить, действительно ли это не работает.

Для проверки вам все равно нужно будет извлечь «подозреваемого».

  1. В салоне снимите нижнюю часть заднего сиденья, удалите звукопоглощающий материал. Это откроет вам доступ к смотровому люку в полу автомобиля.
  2. С помощью отвертки Phillips открутите четыре крепежных винта, удерживающих дверцу на месте. Сними. Под люком вы найдете резиновую прокладку. В любом случае, даже если старый датчик снова будет работать на благо вашего автомобиля, эту прокладку следует заменить.
  3. Отсоедините силовой блок с проводами от датчика, затем по периметру открутите стопорные гайки, которые удерживают датчик нужного уровня топлива на корпусе бака. Обычно таких гаек 6, и чтобы их разобрать, вам понадобится торцевой ключ на 8 или обычный гаечный ключ.
  4. Под одной из гаек находится заземляющий провод, прикрепленный к шпильке. Снимите обвязку и отложите ее на время. Это не должно мешать.
  5. Осторожно снимите датчик и обязательно снимите прокладку с резины чуть ниже регулятора. Если на нем есть следы повреждений, брака, обязательно замените этот компонент.
  6. Когда датчик снят, визуально проверьте его текущее состояние. Если есть механическое повреждение, нет смысла пытаться отремонтировать или восстановить работоспособность. Немедленно поменяйте.
  7. Если визуальных повреждений нет, проверьте состояние поплавка. Его можно разгерметизировать, то есть в нем есть топливо, на поверхности элемента видны трещины, различные дефекты, через которые фильтруется топливо. Если у поплавка все это есть, замените датчик целиком.
  8. Обязательно продуйте топливный фильтр сжатым воздухом. Полезная мера, которая точно не навредит вашей топливной системе. Особенно, если качество бензина, которым вы заправляете свой ВАЗ 2109, оставляет желать лучшего.
  9. Проверить состояние резистора. Для этого понадобится мультиметр в режиме омметра. Подключите измерительный прибор к проводам датчика и измерьте показание. В самом нижнем положении (бак пустой) сопротивление должно быть в районе 315-345 Ом. Если бак наполовину заполнен, сопротивление будет 108-128 Ом. А при пустом баке омметр не должен показывать больше 7 Ом. Если параметры отличаются от указанных или сопротивление отсутствует, это свидетельствует о неисправности контроллера. Его нужно заменить.

Датчик уровня топлива ваз 2109 карбюратор и инжектор - почему не работает в бензобаке
Проверка статуса

Обратная сборка

необходимо соблюдать обратный принцип демонтажа. Но есть нюансы.

  1. Установите прокладку бензобака на шпильки.
  2. Замените старый датчик новым или отремонтированным.
  3. Наденьте заземляющий жгут от регулятора уровня топлива на одну из шпилек, после чего можно затянуть все шесть разобранных гаек крепления датчика.
  4. Наденьте на обе трубы возвратный и подающий топливопровод. После этого можно полностью затянуть винты на зажимах топливного шланга.
  5. Подключите блок шнура питания к регулятору уровня топлива и установите крышку люка. Только не забывайте начинку. Все они в большинстве случаев меняются на новые. Даже если условия старых удовлетворительны.

К сожалению, замена ДУТ не всегда дает желаемый результат. После проделанной работы может оказаться, что с датчиком все нормально, однако указатель уровня топлива на панели приборов продолжает вести себя некорректно или вообще не реагирует.

Датчик уровня топлива ваз 2109 карбюратор и инжектор - почему не работает в бензобаке
Отключитесь и измените

Источники

  • https://TsaristRussia.ru/novosti/datchik-urovnya-topliva-vaz-2109-inzhektor.html
  • https://SpecTorg.su/obzory/datchik-benzina-2109.html
  • https://cooptech.ru/obsluzhivanie-avto/ne-pokazyvaet-uroven-topliva-vaz-2109-inzhektor.html

[свернуть]